?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тульский областной художественный музей каждую среду сентября приглашал на экскурсии в хранилище музея. Нужно было записаться заранее, потому что группа небольшая, не больше 10 человек.
Я успела записаться на самый последний день из возможных. Мне всегда было интересно, что там, в хранилищах музеев. И всегда у меня был вопрос: в чем смысл держать в хранилищах огромное количество экспонатов, многие из которых никогда не покажут зрителю.
В музее два хранилища, нам показали только то помещение, где размещены скульптуры, фарфор и пр. предметы декоративно-прикладного искусства.
Поскольку здание музея построено давно, никаких специальных условий для хранения фондов нет. Это обычное помещение со шкафами и стеллажами.
Вот так это выглядит. Скульптуры стоят на полочках, закрытые полиэтиленом.

Вот так кучненько, собранные по тематике или по материалу хранятся скульптуры в запаснике.


Нас сопровождала и рассказывала о хранилище очаровательная женщина, главный хранитель, очень увлеченная своей работой. Ее имя я, к сожалению, забыла.


Вот такие старенькие шкафчики хранят несметные богатства.


Была удивлена, что тульский музей довольно поздно озаботился формированием коллекции тульских самоваров. Как всегда, "сапожник без сапог".
И все же уже собрана приличная коллекция самоваров


Нам рассказали, что главный доход музея не от посетителей, а от предоставления на различные выставки экспонатов из нашего музея, за это хорошо платят наши музеи федерального уровня или даже зарубежные музеи.
Вот, например,  сейчас в Москве проходит выставка Кандинского, и на ней есть картины из нашего музея.
На полученные деньги в том числе приобретаются новые экспонаты, реставрируются, ну и на прочие нужды музея используются.
А истории приобретения самые разные - от покупки на аукционах и салонах, до случайных покупок у населения. Но только после официальной экспертизы предметы становяся музейными!



Мы ходили между предметами, можно было к каждому подойти, рассмотреть, а тем временем нам рассказывали об истории их приобретения и происхождения.


К каждому экспонату прикреплена бирочка с описанием предмета, а на каждой полке лежит опись всего, что стоит именно на этой полке. Здесь царит полный порядок, все учтено и легко отыскивается.


Мне особенно интересен был фарфор и мебель


Большинство экспонатов не выставляются по причине необходимости в реставрации, ждут своего счастливого спасителя-реставратора.
Вот на этой фотографии хорошо видно, что мальчик без ручки.


Когда их приводят в порядок, они или попадают в основную экспозицию, или имеют шанс попасть на какую-то тематическую выставку.


Сейчас в запасниках этого тульского музея хранятся 25000 экспонатов.


Оказывается, найти реставратора, который возьмется за работу любой сложности, не так просто. Но находятся все же умельцы, дают старинным вещам вторую жизнь даже в непростых случаях.




Показали нам и коллекцию старинных русских народных костюмов и текстиля, игрушки, палех, гжель, жостовские подносы, старинное и современное стекло и керамика, часы и пр. пр.
Интересно, что оказывается в музеях очень мало русской мужской одежды, в основном только женская. А все потому, что мужчины полностью изнашивали свою одежду, до ниточки. Износил, тогда появляется новая. Вот ничего и не сохранилось.

Как хранятся картины мы, к сожалению, не увидели, это другое помещение, нас туда не пригласили. Дело еще и в том, что в провинциальном музее нет возможности размещать полотна так, как должно. Вот в Третьяковке хранение  цивилизованное, картины там прикреплены к сеткам, все выдвигается, поддерживается и температурный режим, и необходимая влажность. У нас все скромно и поддерживается усилиями работников- энтузиастов.
Музейные работники мечтают о новом помещении для хранилища, более комфортном и просторном. Им обещали, но как изветно, "обещанного три года ждут" ( в лучшем случае).

Я так и не получила ответ на вопрос для чего это все собирается, если никто кроме хранителей и вот таких редких посетителей, как мы, этого не видит. Наверно, чтобы просто сохранить предметы искусства.

А между тем, некоторые очень бедные музеи, были бы счастливы получить даже экспонаты с дефектом. Вот например, вспоминаю музей сестры Льва Николаевича Марии Николаевны в ее имении в Пирогово Тульской области. Там есть несколько мемориальных предметов, а остальные - просто предметы эпохи, но их очень мало. Думаю, музей был бы счастлив получить хоть что-то из запасников более богатых музеев. Но так почему-то не принято.
***

Comments

marfa_nikitina4
Oct. 6th, 2017 09:23 am (UTC)
Обширная коллекция! Вот не знала, что платят музею за то, что его экспонаты выставляют в других музеях! А что, правильно!
dear_madam_p
Oct. 6th, 2017 11:12 am (UTC)
Мне тоже кажется это логичным.
akatov99
Oct. 8th, 2017 12:03 pm (UTC)
"Нам рассказали, что главный доход музея не от посетителей, а от предоставления на различные выставки экспонатов из нашего музея, за это хорошо платят наши музеи федерального уровня или даже зарубежные музеи."
Искусство тесно завязано на деньги.
"Не продается вдохновенье, Но можно рукопись продать..." А.С.Пушкин
Помню студентом прочитал в "Известиях":
"В киевском Музее западного и восточного искусства обнаружили в запаснике подлинник Ф.Гойи(единственный Гойя в СССР)."
Это было до того как Хаммер передал Эрмитажу своего Гойя в обмен на русских антиреалистов.
Через пару лет я оказался в Киеве(каникулы). Зашел в этот музей и будучи там единственным посетителем обратился к хранительнице с вопросом о Ф.Гойи.
Она сказала:
"Ещё 1 год мы имели Ф.Гойю.
Но приехал какой-то западный искусствовед и заявил, что это"школа Ф.Гойи", а не сам Гойя.
В итоге музею понизили категорию, а мне зарплату."
akatov99
Oct. 8th, 2017 12:04 pm (UTC)
Поправка.
"Ещё 1 год назад мы имели Ф.Гойю.
dear_madam_p
Oct. 9th, 2017 01:39 pm (UTC)
Не понятно. А до "западного искусствоведа" как определили, что это подлинник Гойи?
akatov99
Oct. 9th, 2017 03:49 pm (UTC)
Значит просто ошиблись. Эта одна из причин нежелания делится фондами.
Искусствоведение есть неточная наука. И всегда есть шанс (маленький) найти новыми теническими средствами какой-либо недооцененный объект. Такие случаи бывали в Италии.


dear_madam_p
Oct. 9th, 2017 06:50 pm (UTC)
А нам рассказала сотрудница музея, что каждый предмет коллекции проходит экспертизу обязательно. Кстати, есть много предметов, когда заключение эксперта звучит как "картина неизвестного художника начала ... века" и т.д., а точнее сказать не могут, а раз не могут, то и не говорят.
скорее всего зарплату не случайно понизили, было нарушение регламентов.

Profile

dear_madam_p
dear_madam_p

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner