?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тульский областной художественный музей каждую среду сентября приглашал на экскурсии в хранилище музея. Нужно было записаться заранее, потому что группа небольшая, не больше 10 человек.
Я успела записаться на самый последний день из возможных. Мне всегда было интересно, что там, в хранилищах музеев. И всегда у меня был вопрос: в чем смысл держать в хранилищах огромное количество экспонатов, многие из которых никогда не покажут зрителю.
В музее два хранилища, нам показали только то помещение, где размещены скульптуры, фарфор и пр. предметы декоративно-прикладного искусства.
Поскольку здание музея построено давно, никаких специальных условий для хранения фондов нет. Это обычное помещение со шкафами и стеллажами.
Вот так это выглядит. Скульптуры стоят на полочках, закрытые полиэтиленом.

Вот так кучненько, собранные по тематике или по материалу хранятся скульптуры в запаснике.


Нас сопровождала и рассказывала о хранилище очаровательная женщина, главный хранитель, очень увлеченная своей работой. Ее имя я, к сожалению, забыла.


Вот такие старенькие шкафчики хранят несметные богатства.


Была удивлена, что тульский музей довольно поздно озаботился формированием коллекции тульских самоваров. Как всегда, "сапожник без сапог".
И все же уже собрана приличная коллекция самоваров


Нам рассказали, что главный доход музея не от посетителей, а от предоставления на различные выставки экспонатов из нашего музея, за это хорошо платят наши музеи федерального уровня или даже зарубежные музеи.
Вот, например,  сейчас в Москве проходит выставка Кандинского, и на ней есть картины из нашего музея.
На полученные деньги в том числе приобретаются новые экспонаты, реставрируются, ну и на прочие нужды музея используются.
А истории приобретения самые разные - от покупки на аукционах и салонах, до случайных покупок у населения. Но только после официальной экспертизы предметы становяся музейными!



Мы ходили между предметами, можно было к каждому подойти, рассмотреть, а тем временем нам рассказывали об истории их приобретения и происхождения.


К каждому экспонату прикреплена бирочка с описанием предмета, а на каждой полке лежит опись всего, что стоит именно на этой полке. Здесь царит полный порядок, все учтено и легко отыскивается.


Мне особенно интересен был фарфор и мебель


Большинство экспонатов не выставляются по причине необходимости в реставрации, ждут своего счастливого спасителя-реставратора.
Вот на этой фотографии хорошо видно, что мальчик без ручки.


Когда их приводят в порядок, они или попадают в основную экспозицию, или имеют шанс попасть на какую-то тематическую выставку.


Сейчас в запасниках этого тульского музея хранятся 25000 экспонатов.


Оказывается, найти реставратора, который возьмется за работу любой сложности, не так просто. Но находятся все же умельцы, дают старинным вещам вторую жизнь даже в непростых случаях.




Показали нам и коллекцию старинных русских народных костюмов и текстиля, игрушки, палех, гжель, жостовские подносы, старинное и современное стекло и керамика, часы и пр. пр.
Интересно, что оказывается в музеях очень мало русской мужской одежды, в основном только женская. А все потому, что мужчины полностью изнашивали свою одежду, до ниточки. Износил, тогда появляется новая. Вот ничего и не сохранилось.

Как хранятся картины мы, к сожалению, не увидели, это другое помещение, нас туда не пригласили. Дело еще и в том, что в провинциальном музее нет возможности размещать полотна так, как должно. Вот в Третьяковке хранение  цивилизованное, картины там прикреплены к сеткам, все выдвигается, поддерживается и температурный режим, и необходимая влажность. У нас все скромно и поддерживается усилиями работников- энтузиастов.
Музейные работники мечтают о новом помещении для хранилища, более комфортном и просторном. Им обещали, но как изветно, "обещанного три года ждут" ( в лучшем случае).

Я так и не получила ответ на вопрос для чего это все собирается, если никто кроме хранителей и вот таких редких посетителей, как мы, этого не видит. Наверно, чтобы просто сохранить предметы искусства.

А между тем, некоторые очень бедные музеи, были бы счастливы получить даже экспонаты с дефектом. Вот например, вспоминаю музей сестры Льва Николаевича Марии Николаевны в ее имении в Пирогово Тульской области. Там есть несколько мемориальных предметов, а остальные - просто предметы эпохи, но их очень мало. Думаю, музей был бы счастлив получить хоть что-то из запасников более богатых музеев. Но так почему-то не принято.
***

Comments

dear_madam_p
Oct. 6th, 2017 07:57 am (UTC)
Ой, представляю!)
В антикварных магазинах иногда дают некоторые предметы в руки.