?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вы обращали внимание, что известных женщин-художниц очень мало?
Кто вам приходит на ум? Мне прежде всего Зинаида Серебрякова, ну еще Фрида Кало, Камилла Клодель (правда, она скульптор), Берта Моризо. Кто еще?
Не знаю с чем это связано. Наверно, много причин, возможно в том числе неравенство прав и обязанностей женщин и мужчин,  женщине нужно было прежде всего реализовать себя как мать и  жена, поэтому было гораздо труднее реализовать себя в искусстве, чем мужчине.
Сейчас в Третьяковской галерее проходит выставка художницы Зинаиды Серебряковой (1884-1967). Очень талантливая и известная художница с очень непростой судьбой.


Она родилась в селе Нескучное Курской области в семье художников Бенуа- Ларнье, с детства жила в атмосфере искусства, и неудивительно, что сама взялась за карандаш и кисть. Рисовала в детстве все, что ее окружает: родственников, пейзажи, которые видела, бытовые семейные сюжеты.
Когда закончила гимназию  поступила в художественную студию Тенишевых, потом в студию О.Э. Браза в Петербурге, где училась писать с натуры.

Она рано вышла замуж, поменяла фамилию Ларнье на фамилию мужа Серебрякова. Мужем стал ее двоюродный брат, несмотря на то, что родители были против этого брака. Позже Зинаида училась живописи в Академии Гранд-Шомьер в Париже.
Известность к ней пришла в 24 года. В 1910-м на выставке Союза русских художников ее автопортрет "За туалетом" произвел фурор, и его приобрела  Третьяковская галерея. Думаю, всем знаком этот портрет.


Еще  автопортреты


В браке родились четверо детей.
В 1916 г. она расписывала Казанский вокзал в Москве. Интересны её автопортреты, а так же изображения её детей.
До революции у Зинаиды Серебряковой была вполне счастливая жизнь, но революция во многом все изменила. Жили в тревоге, бедности, не представляя своего будущего. А в 1919 году лучилось большое горе - умер от тифа ее муж, и она осталась одна с четырьмя еще маленькими детьми. О новом замужестве никогда и не думала, была однолюбом. Жила очень тяжело и эмоционально, и финансово, едва сводила концы с концами.
В 1924 году уехала в Париж, хотела заработать частными заказами и вернуться в Россию. Но оказалось, что покинула страну навсегда. Позже к ней присоединились двое старших ее детей, а младшие так и остались в России. Но и в Париже она жила бедно и трудно, работала много, но зарабатывала мало, скучала по детям.
В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину, уже оформляла документы, но не получилось, а потом вторая мировая война, после войны потеряное здоровье, две операции и невозможность в таком состоянии предпринять переезд.

С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже.
Она с горечью писала: "Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы…".
В 60-е годы в Москве, Ленинграде и Киеве были устроены выставки её работ.
Прожила она 82 года, похоронена в Париже в 1967 году.
Вот такая долгая жизнь и  непростая судьба художницы.

Выставка З. Серебряковой организована в Третьяковской галерее на двух этажах по периодам творчества художницы.
Такое впечатление, что это дневник женщины, только не в словах, а в картинах.
Начало пути.
В мастерской О. Браза 1903-1904 г.


Зеленя осенью 1908 года


Она много рисовала мужа, детей, и эти картины представлены на выставке.
За завтраком. 1914


Девочки у рояля 1922 год




Крестьянский цикл представляют картины и зарисовки крестьян Курской губернии
Крестьяне 1914-1915 г.


Беление холста


Очень красивая картина, потрясающая, выполнена в золотистых тонах.
 "Баня",1913  .


Цикл Балет
Когда дочь Татьяна поступила в хореографическое училище, Зинаида получает пропуск за кулисы Мариинского театра, где постоянно делает наброски с балерин, а потом превращает их в картины.

Балетная уборная. Снежинки. Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик". 1923 год


Французский период.
В эмиграции Серебрякова провела 43 года, во время поездок на юг Франции, в Италию она создает чудесные пейзажи.


Ментон. Пляж.1931 год


Марокко
Бельгийский барон Броуэр после заказа художнице портретов своей жены и дочерей, спонсировал её поездку в Марокко, где находились его плантации. Она пишет:" В этой чудесной стране такая радость для глаз!...Меня поразило здесь до крайности - и костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, то негры, арабы, монголы".
Зинаида писала пастелью, но ей приходилось нелегко.
" Арабы не желают, что бы их рисовали, и закрывают свои лавочки или требуют на чай - 20 или 10 франков в час!!!....
Вообще, каждый шаг стоит здесь ужасно дорого ( эти американцы противные напортили своими долларами",- пишет она.
На выставке в Париже марокканские картины Серебряковой имели колоссальный успех!


Марокканка в белом. 1928


Бельгийское панно.
В 1936 Серебрякова получила от того же бельгийского барона Жана де Броуэра заказ на роспись виллы и выполнила шесть панно в стиле фламандцев. Панно украшали зал "Ренессанс" виллы Мануар дю Реле долгие годы. Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли, но сама вилла сохранились. При этом считалось, что произведения написаны неизвестным фламандским художником!
Свет и Флора. 1936-37 год.


Много работ с обнаженными женщинами, есть даже автопортрет в стиле ню.. Удивительно, что такое великолепие нарисовала именно женщина.

Фотографировать на выставке нельзя, поэтому почти все фотографии картин взяты из интернета, они есть в свободном доступе. Я только сфотографировала портрет марокканского ребенка, мне уж очень понравилась эта картина, боялась, что не найду ее в свободном доступе.
Чудесная выставка, очень светлая, разнообразная. Картины собраны из музеев Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Парижа, из частных коллекций. Будет работать до 30 июля.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
misareg
May. 19th, 2017 05:14 am (UTC)
интересно - надо заглянуть
dear_madam_p
May. 19th, 2017 08:33 am (UTC)
К счастью, очереди не большие.)
lady_catari
May. 19th, 2017 05:18 am (UTC)
Задумалась.
А ведь и правда!
Спасибо, что поделились рассказом о выставке.
dear_madam_p
May. 19th, 2017 08:35 am (UTC)
Да, перекос какой-то. Но ведь вряд ли потому, что мало было талантливых женщин, просто возможностей обнаружить их талант было меньше.
kitsun_e
May. 19th, 2017 05:57 am (UTC)
Действительно, великолепие женского тела.И "Баня" моя любимая.Роскошные фигуры русских женщин , не изуродованные диетами и фитнесом.Очень люблю Серебрякову.И вообще, считаю русских женщин самыми красивыми в мире. Пошла бы с удовольствием именно на неё, но у нас привезли Ван Гога, а я не люблю.Сижу и думаю, идти ли.
dear_madam_p
May. 19th, 2017 09:23 am (UTC)
Возле "Бани" стояла неприлично долго, возвращалась... Какая-то особенная картина, выделяется, вы точно подметили - роскошные фигуры русских женщин. Выставка удачная, не просто красивая живопись, а личность художницы, ее судьба тоже очень ощущается.

А откуда привезли Ван Гога?
Позволю себе высказать свое мнение. Сходите! Я тоже не любитель Ван Гога, но я не категорична, я часто все равно пробую. А вдруг что-то увидится по-другому.
Да и затраты минимальны - просто дойти.)
kitsun_e
May. 19th, 2017 09:39 am (UTC)
Ну почему же неприлично))Странно было бы не задержаться.От них как будто исходит необыкновенный свет.Женское обнаженное тело вообще прекрасно.О мужском так сказать можно редко.И Кустодиев и Маковский и ранее Брюллов,мой любимый, много писали русских красавиц.Увидела как-то портрет Авроры Карловны Шернваль-Демидовой-Карамзиной и влюбилась, за каждым портретом судьба,иногда очень не обычная,характер,драма.Я вообще люблю портреты, а потом узнавать о людях на них их судьбы.

Выставка в частной галерее, еще не узнавала, услышала от подруги.Погода налаживается,может и соберусь...

Добавила вас в друзья,без спросу, что бы не пропускать в ленте.Надеюсь вы не против.))
dear_madam_p
May. 19th, 2017 10:07 am (UTC)
Действительно, как будто какая-то "подсветка" во многих ее картинах, она мастер света, как Кустодиев, например.
С портретами у меня такая же история - влюбляюсь и начинаю искать информацию.)

Конечно не против, очень "за", жаль только, что мне никаких сообщений об этом иногда не приходит. Мы уже с вами и без этих формальностей подружились, я с удовольствием с вами общаюсь!)
kitsun_e
May. 19th, 2017 10:24 am (UTC)
Я рада дружбе.Хотя, пока "в одни ворота".))Я получаю от вас гораздо больше информации,чем вы от меня.Я ведь не пишу.Я постараюсь исправиться.))У нас будет выставка японских кимоно, вееров и гравюр, вот туда я действительно хочу.И на закрытие карильонного сезона, в филармонию билеты взяты.
dear_madam_p
May. 19th, 2017 10:31 am (UTC)
Вы проявляетесь в комментариях.
Я уже говорила, не всегда дело в информации, для меня главное человек, его мысли, эмоции, восприятие...
Рада, что у вас интересные планы!
Я вас тоже добавила.

Edited at 2017-05-19 10:31 am (UTC)
kitsun_e
May. 19th, 2017 10:47 am (UTC)
))Спасибо.
marfa_nikitina4
May. 19th, 2017 07:34 am (UTC)
Люблю эту художницу. У меня есть прекрасный альбом с её работами.
dear_madam_p
May. 19th, 2017 09:06 am (UTC)
А я мало видела ее картин, поэтому с удовольствием сходила на выставку. Очень приятное впечатление!
turandot5
May. 19th, 2017 10:03 am (UTC)
Вот почему я её с детства не люблю?))
dear_madam_p
May. 19th, 2017 10:10 am (UTC)
Ну не знаю... Почему?
А я и к судьбе прониклась, и портреты ее мне нравятся. Марокканских картин не видела раньше или не помню, а сейчас очень оценила. Но "Баня" - это вообще необыкновенно удачная картина!
dear_madam_p
May. 19th, 2017 11:03 am (UTC)
"Лестничная" мысль: плохо помню что я любила в детстве, но я та и сегодняшняя два совершенно разных человека, столько открытий с тех пор.
Я к тому, что может ты теперь Серебрякову по-другому воспримешь.
amir_ana
May. 19th, 2017 05:28 pm (UTC)
Сколько стилей. И со всеми она справлялась.
dear_madam_p
May. 19th, 2017 06:43 pm (UTC)
Талантлива была, все получалось, но продавать себя совсем не умела, жила едва сводя концы с концами.
Какая судьба несчастная.
Разлука с детьми, она боялась, что если вернется в Россию, то детей, которые были с ней в Париже, объявят врагами народа в СССР.
ЕЕ маму с двумя другими ее детьми из СССР не выпускали.
Посылала сколько и когда могла деньги в Россию, но тем не менее ее мама умела от голода в 1933 году.
И неожиданное признание на родине уже в самом конце жизни...
amir_ana
May. 19th, 2017 08:34 pm (UTC)
Тяжёлое было время, много трагических судеб из-за разлучённых семей.
dear_madam_p
May. 20th, 2017 05:21 pm (UTC)
Да, время такое, много поломанных судеб.
Она ведь тоже из Серебряного века.
otevalm
May. 20th, 2017 07:21 am (UTC)
Спасибо за интересный рассказ о художнице, Таня.
dear_madam_p
May. 20th, 2017 05:22 pm (UTC)
И вам спасибо. Очень женская история, меня не оставила равнодушной и судьба, и творчество Серебряковой.
capat
May. 28th, 2017 07:33 am (UTC)
Мы тоже были на этой выставке. Понравилось, но все никак не удается написать об этом… )
dear_madam_p
May. 28th, 2017 09:29 pm (UTC)
Верю, я тоже отстаю, не успеваю всем поделиться.)
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

dear_madam_p
dear_madam_p

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner